О конференции, посвящённой памяти Владыки Антония Сурожского…
Владимир Кабаков

О конференции, посвящённой памяти Владыки Антония Сурожского…


Прошло уже почти пять лет со дня кончины Митрополита Антония Сурожского…
Сегодня о нём сделан фильм, издаются его труды, как отдельными книгами, так и двухтомным сборником. В Москве фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и библиотекой-фондом «Русское Зарубежье» проводится конференция в память Владыки Антония. Принимают участие и выступают на конференции достойные люди, однако, странно, что из Сурожской Епархии, никто не был приглашён на эту конференцию и организовывают её люди, которые совсем недавно, ушли в «раскол», нарушив один из главных заветов Митрополита Антония, который он не раз настойчиво повторял - что бы не случилось необходимо сохранять верность Московскому Патриархату и Русской Православной Церкви. Наверное, этим можно объяснить и то, что конференция проводится не в Лондоне, где жил, пастырствовал и умер Владыка Антоний, а в Москве, где никто не знает подробностей и правды раскола, а есть люди, для которых Митрополит Антоний Сурожский, был символом возрождения Русского православия и которые, ничего не подозревая, дали согласие участвовать в этой конференции.
Настораживает, что группа людей, занимающаяся организацией конференции, судя по их поведению, «приватизировала» духовное наследие Митрополита Антония, пользуясь и оправдываясь тем, что они были близки к Владыке в последние годы его жизни.
Cоздаётся впечатление, что, монополизируя право на память о Владыке, как большом Учителе и духовном Пастыре, эти люди делают это не из соображений почитания памяти Митрополита, но из мирских расчётов, не из христианских, Божьих побуждений, а руководствуясь определённого вида идеологией и собственными материальными интересами.
Их поведение можно было бы оправдать, тем что их близость к Владыке, была для них опасна и они тем самым рисковали бы своим жизненным благополучием, общаясь с ним. Но это не так, так как Владыка был почитаем всем православным сообществом и был одним из известнейших представителей Русской Православной Церкви, не только в России, но и за рубежом, в Западной Европе и во всём христианском и религиозном мире… Напомню, что Митрополит Антоний Сурожский, долгое время был экзархом РПЦ в Западной Европе, и вместе с тем возглавлял Сурожскую епархию Московского Патриархата, в Великобритании до самой своей смерти на восемьдесят девятом году жизни…
И тут мы подходим к феномену, проявлявшемуся прежде и в наши дни…
Этот феномен – политизация обыденной жизни и перенос идеологической борьбы, происходившей во времена холодной войны, к сожалению, продолжающейся и сегодня, даже в христианские отношения.
Во многих случаях, раскольническая деятельность в русской Православной Церкви, особенно за рубежом, обусловлена не только мирскими устремлениями и заботами лидеров раскольников, особенностями их характеров, но спровоцирована желанием угодить «власть имеющим», политикам», то есть Кесарю. Однако, сегодня во всём мире началось собирание русских православных христиан в одну общину, под руководством Русской Православной Церкви Московского патриархата.
Тому свидетельство недавнее воссоединение в совместном евхаристическом служении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Поведение же некоторых прихожан в Сурожской епархии, во главе с Владыкой Василием резко противоречит начавшемуся объединению…
У всех на памяти недавние события в Сурожской епархии, когда часть прихода Собора Успения Божьей Матери и Всех Святых в Лондоне, вдруг, решила перейти под омофон Константинопольской Патриархии вопреки воле подавляющего большинства русскоговорящей общины. Сделано это было тайно, без разрешения на то Московского патриархата и главное без согласия остальных членов прихода.
Оправдывались эти действия идеологическими спекуляциями, суть которых, если отбросит лицемерную риторику, сводилась к привычным формулировкам обывательского, безрелигиозного, фарисейского сознания лидеров раскольников - «Понаехали тут всякие!», то есть противопоставление себя, как «продвинутых» членов Русской Церкви, «отсталым» и «неправильно» верующим, недавно приехавшим в Англию, новым членам приходов Сурожской епархии. При этом раскольники, лицемерно использовали имя и авторитет умершего Владыки Антония, толкуя на свой лад некоторые высказывания Владыки Антония, полагая, что остальная часть русскоговорящего прихода безропотно согласиться с ними…
Но конечно это было не так и не могло быть так…
Тогда, используя юридическое крючкотворство, «раскольники» решили действовать в двух направлениях. Во-первых, они хотят через светский суд, оттягать сам Храм и все принадлежащие епархии счета и материальные ценности, а во-вторых, представить себя подлинными наследниками памяти и трудов Владыки Антония Сурожского…
К сожалению, сегодня, такое лицемерие и фарисейские методы, очень распространены в среде российской «образованщины» пытающейся изображать себя религиозными людьми и как бы стали приметой времени, а точнее безвременья, воцарившегося в душах некоторых наших нынешних и бывших сограждан, которые вдруг почувствовали себя сливками общества, как сегодня говорят «элитой».
Это в определённом смысле и конфликт поколений, и продолжение той идеологической борьбы, которая велась долгие годы против Русской Православной Церкви из–за рубежа. В одном из своих рассказов, Владыка Антоний вспоминал, что во время войны, в оккупированном Париже, представители духовенства русской православной церкви за рубежом служили молебны за победу гитлеровского оружия над Советской Россией. А когда он прибыл в Лондон и пришёл в гости к священнику из РПЦЗ, тот отказался с ним разговаривать и повёл себя очень дерзко.…
Если разбираться в сути конфликта возникшего уже в наше время, в нашем приходе, то он сводится к противостоянию старых членов прихода, среди которых были и англичане, и новых, приехавших сравнительно недавно из России…
Действительно, можно согласиться, что русские эмигранты первой волны, были из богатых интеллигентных семей и своё привилегированное положение в русском тогдашнем обществе и в церкви, объясняли вековыми установлениями и традициями, которые разрушила русская Революция. И сегодня, когда в Британии существует большая община русских и русскоговорящих верующих, эти потомки аристократических семей, семей крупной буржуазии и диссидентов, вдруг решили, что они ближе к Иисусу Христу, чем все остальные, которые недостойны находиться в одном храме с «избранными».
Но они привычно забывают слова Иисуса Христа: «Блаженны нищие духом, и кроткие которые наследуют царствие небесное». И ещё Иисус Христос говорил: «Не для праведников я явился в мир, но для грешников, ибо врач нужен больным, а не здоровым».
И сегодня надо откровенно сказать, что среди людей, считающих себя «избранными», есть стремление веровать как-то иначе, чем простые прихожане и создавать «своих» святых, чтобы поклоняться им, а не господу нашему, Иисусу Христу. Иногда создаётся впечатление, что эти «элитные» верующие гнушаются обществом и даже присутствием с ними в одном храме простых, «верующих граждан». Странная форма снобизма, в православной Церкви, не правда ли?
Видимо некоторые англичане, члены приходов Сурожской епархии, не совсем понимая особенности русской ситуации, решили поддержать очередных «бунтарей», и тем самым невольно впали в ошибку.
Более того, и Владыка Василий, который был ревностным сторонником и последователем Владыки Антония, поддался на уговоры своей «мятежной» паствы и стал во главе раскола…
И вот сегодня, упорствуя в заблуждении, группа раскольников, клянясь светлой памятью владыки, пытается использовать его имя в своих корыстных . материально – идеологических интересах…
И может быть, можно было бы простить им их тщеславие, если эти люди действительно почитали бы память Владыки.
Но вот только один пример. После похорон владыки на кладбище в Бромптоне, тогдашние руководители Сурожской епархии, обещали, что через год вместо деревянного, недолговечного креста, они поставят каменное надгробье на вечную память Учителя - Митрополита Антония Сурожского…
И что же? Прошло более четырёх лет с тех печальных дней, но никто из «раскольников» не спешит исполнять свои обещания, занятые неблаговидной юридической тяжбой, за отнятие у тысяч православных русских и русскоговорящих их храма. А их, этих простых людей, именно тысячи и тысячи. И это видно по тому количеству верующих которые приходят на воскресные службы и особенно на службы в престольные праздники… Многие нынешние руководители епархии и прихожане, видя плачевное состояние могилы Владыки Антония, готовы сами участвовать в создании и установке надгробия и даже памятника…
Однако, раскольники, используя какие-то казуистические юридические причины и сами не делают и не дают это сделать членам прихода Храма Успения Божией Матери и Всех Святых… Невольно вспоминаются обличающие фарисеев, слова Христа: «Имея ключи от царствия и сами не входят и другим не позволяют…»
Второй пример. При попытке сделать фильм о праздновании пятидесятилетия Сурожской епархии и Храма Успения Божьей Матери и Всех Святых, который открывал и которым руководил Владыка Антоний, создатели фильма, запросили разрешения у режиссёра фильма о жизни Владыки, использовать фрагменты из него в новой работе и получили отказ…
Этот фильм о Владыке продаётся и в Храме довольно дорого, но на вопрос, почему бы его не показать всем верующим в России по телевидению, говорят, что там за него дадут малую цену. Но разве можно деньгами или какими–то другими выгодами мерить память о таком замечательном пастыре, как Владыка Антоний! Разве, когда мы хороним своих родных и близких: отца, мать, жену или мужа, сыновей или дочерей, мы высчитываем выгоды о увековечивании их памяти? И разве не фарисейство такой подход к памяти нашего общего духовного отца, Владыки Антония…
Сурожская епархия, постепенно залечивает душевные раны, последствий раскола и неожиданного ухода части прихода вслед за Владыкой Василием под Константинопольский Патриархат. И сожалея об этом, невольно начинаешь сострадать тем жертвам раскола, которые не по своей воле, а следуя за вождями раскола, оказались вдалеке от родного прихода. Вызывает сочувствие и фигура самого Владыки Василия, который, на наш взгляд, стал жертвой интриг фарисеев–образованцев, которые в силу своего характера и воспитания постоянно политиканствуют или интригуют, забывая, что Церковь всегда была далека от политики и тем более от идеологии правящих «элит», старалась «заботиться о Божьем, а не о человеческом», помогая сирым и убогим…
И нам всем очень бы хотелось, чтобы ушедшие вернулись и тем самым восстановили здесь в Англии единство православных христиан в Храме, восстановили мир и любовь, к чему призывал своих учеников и последователей сам Иисус Христос…
И ещё хотелось бы попросить ушедших в раскол, не держать в душе обиды на тех кто остался верен Русской православной церкви и Московскому Патриархату, а дать возможность вине, пусть в большинстве случае и невольной, подвигнуть нас всех к покаянной молитве, и тем самым залечить душевные раны, нанесённые разъединением и друзей и знакомых, оказавшихся по разные стороны. А мы в свою очередь, помня заветы незабвенного Митрополита Антония, который так много делал при жизни для объединения русских православных христиан и поднятия авторитета Русской Православной Церкви Московского Патриархата и в бывшем СССР и за границей, который делает это и сейчас, через свои труды и проповеди, вместе стали бы изучать его наследие и стараться быть лучшими христианами, чем мы есть сейчас.
Обиды, к сожалению, только закрывают путь к взаимной любви и уважению и толкают на неправедные поступки, за которые рано или поздно будет стыдно!
И от лица всех прихожан Сурожской епархии Московского Патриархата, мы призываем объединиться в деле увековечивания памяти Митрополита Антония, объявить конкурс в России и в Великобритании на создание проекта надгробного памятника Митрополиту Антонию Сурожскому на Бромтонском кладбище Лондона…

Лондон. 05. 09. 2007 года.

Ссылки на сайты:

http://russianalbion.narod.ru/linksSurosh.html

http://suroz2006.narod.ru/indexSurozObzaja.html


I -ая Конференция
Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Библиотека-Фонд «Русское Зарубежье»
проводят 28—30 сентября 2007 года
первую конференцию, посвященную осмыслению наследия Митрополита Антония Сурожского
Будут представлены доклады, касающиеся взглядов митрополита Антония, отраженных в его проповеди, жизни, деятельности, по следующим направлениям: богословие, пастырство, молитва, душепопечение, медицинская этика, педагогика, служение христианина в современном мире, отношение к работе, творчеству и др. Докладчики рассмотрят особенности языка проповеди владыки Антония, его подхода к литературному произведению
В конференции примут участие
Елена Владимировна Белякова, историк (Москва), Федор Ефимович Василюк, психолог (Москва); Архимандрит Виктор (Мамонтов) (Латвия); Борис Аркадьевич Воскресенский, медик (Москва); Григорий Борисович Гутнер, философ (Москва); Амал Дибо, Ливан; Анастасия Александровна Журавская, филолог (Тверь); Джиллин Кроу, писатель (Лондон); Александр Иванович Кырлежев, (Москва); протоиерей Сергий Овсянников (Амстердам); Аврил Пайман, славист (Дарем); Ольга Александровна Седакова, поэт, филолог (Москва); Михаил Георгиевич Селезнев, филолог (Москва); Дмитрий Юльевич Строцев, поэт (Минск); Никита Алексеевич Струве (Париж); протоиерей Стефан Хедли (Франция); Ирина Яновна фон Шлиппе, (Лондон); Анна Ильинична Шмаина-Великанова, (Москва) и другие.
Участникам конференции будет предложено обсудить в ходе круглых столов свои представления о наследии митрополита Антония и личный опыт встречи с ним, а также направления дальнейшей работы.
Во время проведения конференции будет работать выставка фотографий и публикаций митрополита Антония, состоится презентация третьего фильма из серии «Апостол любви» (режиссер В. Матвеева)
Вход свободный
Просьба обратить внимание, что, следуя обычаю митрополита Антония, заседания будут проводится строго согласно регламенту без опоздания
Адрес оргкомитета: likvintseva@bfrz.ru
Москва, ул. Нижняя Радищевская д. 2, м. Таганская
Все подробности будут публиковаться на форуме сайта: www.metropolit-anthony.orc.ru и на сайте www.bfrz.ru
Елена Владимировна Белякова, историк (Москва)

ХIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 24-26 мая 2007 г.
Кандидат исторических наук Елена Владимировна Белякова, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Российской Академии наук, выступила с докладом «Каноническое право и современность». Ее основная мысль – наследие синодального периода прорастает в современную церковную жизнь именно теми отрицательными сторонами, с которыми пытался бороться Поместный Собор 1918г. Это и восстановленная практика перемещения священников без согласования с приходом, и рост цер
  ЖЕНИТЬБА ПЕРЕВЕРНУЛА ЖИЗНЬ...

Я ПОСТУПИЛ в семинарию даже не для того, чтобы изучать богословие. Хотел понять, прочувствовать православие не только как веру, а как жизненную практику. Окончив семинарию, стал преподавать в Духовной академии. Но потом в моей жизни все перевернулось, потому что решился жениться на иностранке.
- Как вы познакомились?
- Алена, наполовину голландка, приехала в Ленинград изучать церковное пение. Этого брака мне не простили. То есть меня не то чтобы уволили из академии, просто преподавательских часов
вдруг не стало - кончились... И мы уехали в глухую деревню Вырицу, где я получил место дьякона. Там и состоялось мое посвящение в священнослужители. Но через пару лет стало так тоскливо, что захотелось оттуда выбраться. Друзья сделали приглашение в Лондон. Письмо в соответствующих инстанциях просто проигнорировали. Но друзья у меня были активными. И следующей бумагой, которая пришла из Лондона, было уже персональное приглашение от архиепископа Кентерберийского, где говорилось, что если меня не выпустят, то третье приглашение напишет уже сама Тэтчер. Угроза подействовала, и в 1988 г. мы уехали. В Лондоне и произошла моя встреча с митрополитом Антонием Сурожским. Я бы сравнил его с Сократом. "Я знаю, что ничего не знаю", - говорил Сократ. И этим он научил мыслить целые поколения философов. "Я не умею молиться", - говорил владыка Антоний. И научил таким образом молиться множество людей. В том числе и меня... "Неужели вы не понимаете, как велик человек? - говорил митрополит. - Он так велик, что Бог может стать человеком и при этом человек остается собой..." После такой беседы уже невозможно было жить так, как прежде...
- А это очень страшно для священника - первая исповедь, которую он слушает?
- Действительно так - очень страшно. Хорошо еще, что владыка Антоний готовил меня. Он говорил, что мне предстоит спуститься вместе с пришедшим на исповедь человеком в такие подземелья человеческой души, о которых я и понятия не имею. А потом вместе с этим человеком надо совершить путь наверх.
...В подземелье я действительно спустился. Туда меня просто бросили... Мне было плохо и тошно. Я не хотел знать, что человек - Человек! - способен на такие вещи, о которых мне пришлось слышать. Но потом я нашел способ побороть эти чувства. Я попросил Бога дать мне такой дар - забывать все, что мне говорится на исповеди. И Он дал мне его. А иначе, наверное, я не смог бы любить людей. А я их люблю.
Ольга Александровна Седакова (Москва) -- поэт, филолог, переводчик, прозаик. Родилась в 1949 году в Москве. Окончила филфак МГУ и аспирантуру Института славяноведения и балканистики, кандидат филологических наук. Ведущий научный сотрудник Института мировой культуры (МГУ). Автор 25 книг, среди которых -- 14 книг стихов (включая переводные на английский, французский, немецкий, датский, иврит) и двухтомное собрание стихов и прозы, 5 книг прозы, 2 книги переводов, том исследований по традиционной славянской обрядности, а также словарь «Церковнославянско-русские паронимы» (2005). Публиковала поэтические переводы из Рильке, Целана, Клоделя, Элиота и др. Лауреат Премии Андрея Белого (1982), Европейской премии поэзии (Рим, 1995), Премии имени Владимира Соловьева «Христианские корни Европы» (Ватикан, 1998), Премии Александра Солженицына (2003) и др. Доктор теологии honoris causa Европейского гуманитарного университета в Минске (2003). Кавалер Ордена искусств и словесности Французской Республики (2005).
Молитва
Обогрей, Господь, Твоих любимых --
сирот, больных, погорельцев.

Сделай за того, кто не может,
все, что ему велели.

И умершим, Господи, умершим --
пусть грехи их вспыхнут, как солома,
сгорят и следа не оставят
ни в могиле, ни в высоком небе.

Ты -- Господь чудес и обещаний.
Пусть все, что не чудо, сгорает.

Ольга Седакова
Из книги «Старые песни»

Михаил Георгиевич Селезнев, филолог (Москва) - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института восточных культур РГГУ, главный редактор Российского Библейского Общества. (Главная задача Общества — обеспечение всех желающих Священным Писанием на понятном для них языке и по доступной для них цене. В своей деятельности РБО ориентируется на всех христиан и не включает в издания вероучительных комментариев).
Дмитрий Юльевич Строцев, поэт (Минск) род. 12 апреля 1963. Окончил Белорусский политехнический институт, по профессии архитектор. C середины 1990-х занимается издательским делом, основатель минского издательства «Виноград», выпускающего поэзию, религиозную литературу и др.
Лирика Строцева сочетает в себе порыв к постижению метафизической изнанки обычных вещей и их ироническое остранение. Интерес Строцева к стихотворному эпосу и крупной поэтической форме, отмеченный уже в раннем его творчестве романом в стихах «Лишние сутки», в начале 2000-х гг. вылился в работу над поэмой «Звероносец» (опубликованы первые две части), опирающейся на фольклорные основы в языковом и просодическом отношении и наследующей Вениамину Блаженному в богоборческих мотивах. Дмитрий Строцев известен как эффектный исполнитель своих стихотворений (свою особую манеру декламации он называет «поэтическими танцами») и автор-исполнитель песен на свои стихи.
Никита Алексеевич Струве (Париж, Сорбонна, главный редактор издательства "Русский путь")
Адрес издательства: Россия, 109004, Москва, ул. Нижняя Радищевская, 2, стр. 1.
Телефон(ы): 915-1047

Протоиерей Стефан Хедли (Франция).
Доклад, прочитанный на Пятнадцатых Рождественских образовательных чтениях на тему: "ВЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ: ОБЩЕСТВО, ШКОЛА, СЕМЬЯ В XXI ВЕКЕ". НАПРАВЛЕНИЕ "ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО"( 28 января - 3 февраля 2007 года, г Москва)
Законодательство о религиозном образовании в европейских государственных школах

В современных европейских странах стоит вопрос о том, как объединить граждан одной нации. И религиозное образование в школах является важной гранью этого вопроса. Объединит ли оно или приведет к нетерпимости? Ослабит ли факультативное религиозное образование нетерпимость? Остановит ли веротерпимость процесс секуляризации и развитие идеологии индивидуализма? Где лучше осуществлять катехизацию: в государственных школах или в приходах и медресе?
Проблема религиозного образования имеет глобальный масштаб. В государстве Индонезия, основанном в 1949 году, вопрос его контроля стал причиной споров, как только молодая республика стала считаться светским, а не исламским государством.
Споры вокруг десекуляризации школ характерны как для России, так и Европы, поэтому естественным будет сравнение. Секуляризация в Европе почти завершена. К этому же стремятся некоторые в России, но представляют ли они, к чему может привести безразличие ценностей, как оно отразится на умах и сердцах молодежи? Результатом будет отчуждение, инфантилизм, высокое число абортов и разводов.
Сравнивая Россию с Западной Европой, нужно принять во внимание различия между странами внутри самой Европы. В некоторых странах (в Италии, Греции, Дании) религия все еще определяет нацию. В других странах (в Великобритании, Германии, Швейцарии) нормой является мультиконфессионализм, в третьей группе (в Бельгии, Испании, Турции) противостоят светские и религиозные традиции, в четвертой группе (Франция, США) религия отделена от государственного образования. В Америке созданию единого государства, как считают, послужила гражданская религия, во Франции республиканские добродетели: свобода, равенство, братство.
Другой вопрос: можно ли десекуляризовать общество сверху? В России вновь открываются церкви и изучаются основы веры, некоторые инициативы исходят от Синода и епископов. Но как к этому отнесутся в стране, пережившей 70 лет коммунизма?
В начале 90-х ожидалась иммиграция 20 млн человек из Восточной в Западную Европу. Для иммигрантов возникает проблема этнического единства. Например, католики из Ирландии в Америке пытались сохранить свою веру и столкнулись с ее американизацией. Проблема искажения религии под воздействием попкультуры актуальна и для России.
Возвращаясь к Европе, следует вспомнить, что в 19 веке религиозное образование сменилось светским, и в современных университетах появилась светская специальность «теология». 150 лет назад кардинал Ньюман, ректор Католического университета Ирландии, в своей книге «Идея Университета» пытался определить отношение либеральных искусств и теологии. Когда во второй половине 20 столетия англосаксонский мир стал размышлять о цели университетского образования, кардинала вспомнили. Где начинается отход от Бога в научных исследованиях? Экологическое движение и движение в защиту прав человека это попытка осознать природу нашей мировой солидарности.
Теперь перейдем к рассмотрению основ национальных законодательств, касающихся религиозного образования в школах. Иногда политические партии проводят законы против церкви, если считают ее слишком влиятельной. Например, в Греции правящая партия недавно провела закон, запрещающий принимать исповедь на территории школы. Это попытка соответствовать идее плюрализма, исходящей от ЕС.
Очевидно, в Западной Европе существуют различные подходы к преподаванию основ религии, соответственно этому должно различаться законодательство. На карте рассмотрены три группы стран: страны, в которых нет религиозного образования в школах (Франция, Венгрия). Ко второй группе относятся страны, в которых неконфессиональное религиозное образование организуется и контролируется государством. Это страны северной Европы, что, вероятно, является отражением протестантского учения о том, что катехизация является обязанностью государства, и катехизация здесь обязательна. Постепенно этот вид религиозного образования подвергся секуляризации и стал неконфессиональным. Это видно на примере эволюции названия курса религиозной дисциплины в Швеции: христианское учение (1919), христианская наука (1962), наука о религии (1969), учение о жизни и существовании (1980). В Великобритании и Швеции это происходит при сотрудничестве с церквями. К третьей группе относятся страны, в которых конфессиональное вероучение утверждено законодательством (Греция, Кипр, Италия, Бельгия, Испания, Германия, Литва, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Португалия).
Европейский Союз настаивает на том, чтобы религиозное образование было факультативным. Исключением является Польша. Пример Франции, где религиозное образование отсутствует, вряд ли привлечет другие страны. В 1999 году в ответ на межрелигиозные диспуты в некоторых странах ЕС предложил в рамках рекомендации под названием «Религия и демократия» развивать неконфессиональное образование. Основные положения его следующие:
1) критически рассмотреть шкалу ценностей, чтобы согласовать этику и демократию.
2) Изучить сравнительную историю религий и обосновать их схожесть.
3) Рекомендовать религиозным учебным заведениям ввести курсы прав человека, истории, философии и других наук.
4) Беречь детей от конфликта между государственной религией и верой, исповедуемой в их семье.
Это так называемая «двойная терпимость» (неконституционно признанная религия и свобода исповедовать личную веру в определенных рамках).
Нет доказательств того, что гражданские беспорядки (расизм и нетерпимость) более характерны для стран с неконфессиональным религиозным образованием. Светская идеология ЕС пытается утвердить мысль о том, что религия – источник нетерпимости и насилия. Например, о Греции сотрудница ЕС Лина Молокотос-Лидерман говорит так: «В этой стране религия сводится к Православию». Конечно, тем, кто считает Православие наиболее полным выражением христианства, трудно понять, что значит «сводится». Однако уже сегодня идеология индивидуализма захватывает и Грецию. Религиозное образование становится все более академическим и теряет дух катехизации. Пустеют воскресные школы. Лина Молокотос-Лидерман утверждает, что привязанность людей к определенной религии является нарушением индивидуализма. На самом деле секуляризм менее социален, чем ислам или христианство, и сознавая этот недостаток, он стал столь агрессивным в наше время.
Заключение: мы затронули два главных вопроса:
1) секуляризация Европы
2) борьба за свободу религиозного образования на государственном уровне, что рассматривается ЕС как нарушение идеологии индивидуализма.
Когда отношения между управляющим и управляемым не уравновешены третьим принципом (конституцией или божественным судом), тогда политика держится на насилии. Именно для обретения этого третьего принципа необходимо религиозное образование. Личность Христа – объект личного и коллективного опыта в большей степени, чем объект для преподавания. Если Бог непознаваем, то кто соединяет человека с Богом? Христос! Наконец, предметом катехизации является аскетическое богословие восхождения человека к Богу. Человек, умеющий молиться, не нуждается во власти, чтобы изменить государство и мир вокруг. Взяв свой крест и следуя за Христом, христиане изменяют мир. Эта истина недоступна политической науке. На самом деле власть не существует, и навязываемый ею эгоцентризм – иллюзия. Цель конфессионального религиозного образования – уберечь молодежь от этой иллюзии.

Ирина Яновна фон Шлиппе, (Лондон) Во время Второй мировой войны в возрасте шести лет была депортирована из Советского Союза в Германию. Проживала в Берлине. После войны переехала в Марокко, затем во Францию и, наконец, в Великобританию. Работала переводчиком в университетах, затем на Русской службе Би-Би-Си. В течение 23 лет преподавала русский язык и литературу. Прихожанка кафедрального собора Успения и Всех Святых в Лондоне с 1961 г. Была членом Приходского совета Успенского собора в Лондоне. Одна из основательниц (около 1990 г.), член совета директоров и руководитель программ для Санкт-Петербурга и Северо-Запада России православного благотворительного Фонда св. Григория (St Gregory''s Foundation), оказывающего помощь благотворительным организациям. В 2000-х гг. член епархиальной ассамблеи (консультативный орган Сурожской епархии - Sourozh Diocesan Assembly) Московского Патриархата (Великобритания). Закончила филологический факультет в Сорбонне (Париж), лингвист, владеет четырьмя языками. 13 лет журналист на Би-би-си, записала несколько радиопередач с владыкой Антонием Сурожским.
Владимир Борисович фон Шлиппе
Физик, д.ф.-м. наук, в настоящее профессор С.Петербуржского университета. Оба супруга, с момента переезда в Англию являются прихожанами Успенского собора в Лондоне и длительное время были духовными чадами митрополита Антония Сурожского.
Интервью «Невскому времени» 10.08.2005 г.
"Я лучше говорила по-немецки, чем моя мама. А она такая маленькая была, совсем как девочка. Я придумала легенду: мы с сестрой (за сестру вполне мама сходила) отстали от поезда, нам нечего есть. Я эту легенду громко рассказывала на вокзале в немецком городе, где мы оказались в войну. Люди верили. У меня немецкий был намного лучше, чем у мамы. Есть нам давали. Так мы не пропали тогда. Мне и в приюте в Германии в ту пору пожить довелось..." - го



Hosted by uCoz